В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации(далее – ТК РФ) работодатели обязаны обеспечить безопасные условия и охрану труда на рабочих местах, принимать меры, направленные на профилактику и сокращение уровня производственного травматизма. Одной из причин производственного травматизма является дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП). Причины ДТП можно условно разделить на две категории: человеческий фактор (опасные действия) и независящие от человека обстоятельства (опасные условия). Основными причинами ДТП являются: воздействие неблагоприятных погодных условий; нарушение правил другими участниками движения; неправильное размещение или крепление груза; неправильное управление транспортным средством; техническая неисправность. В целях профилактики производственного травматизма по причине ДТП работодатель обязан руководствоваться требованиями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Для снижения риска ДТП по причине человеческого фактора работодателюнеобходимо: 1. Соблюдать режим труда и отдыха водителей транспортных средств согласно ст. 329 ТК РФ, приказуМинтранса Россииот 20.08.2004 № 15 «Об утверждении положенияоб особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»; 2.Допускать к управлению служебным транспортным средством работников, прошедших профессиональный отбор и профессиональное обучение (ст. 328 ТК РФ), имеющих соответствующие категории и подкатегории водительского удостоверения (Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»); 3. Выпускать на маршрутыразрешенные транспортные средства (приказ Минтранса России от 12.01.2018 № 10«Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства»); 4. Проводить обучение водителей транспортных средств согласно регламентирующему документу (РД-26127100-1070-01«Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций»), утвержденномуМинтрансом России от 02.10.2001; 5. Разработать и проводить инструктажи по безопасной эксплуатации транспортного средства, как водителям так и пассажирамсогласно приложению№ 10 «Типовое положениео службе безопасности движения организации», утвержденному постановлением Минтруда России от 07.07.1999 № 18 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)». Проводить ежедневные планерки с работниками о текущей ситуации на дорогах, ежемесячные обзоры крупных ДТП. 6. Осуществлять контроль за водителем благодаря установке в транспорте средств навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (Приказ Минтранса России от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов»). 7. Организовывать и проводить предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медосмотры согласно ст. ст. 213, 328 ТК РФ, а также психиатрическое освидетельствование согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»». 8. Не выпускать в рейсы служебный транспорт, не подготовленный к неблагоприятным погоднымусловиям, и прекращать его использование в пути следования при резком ухудшении погоды. 9. Проводить предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортного средства водителем и лицом,ответственным за техническое состояние транспортного средства (приказ Минтранса России от 06.04.2017 № 141«Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств»). 10. Осуществлятьмониторинг и анализ современных технологий и транспортных средств, а также их приобретение и введение в эксплуатацию. Для сокращения несчастных случаев с участием пешеходов, работодателю рекомендуется снабдить работников-пешеходов сигнальной одеждой или светоотражающими элементами – полосами или брелоками. С точки зрения безопасности сигнальная одежда гораздо эффективнее отдельных полос, так как, помимо светоотражающего материала, содержит фоновые флуоресцентные материалы. Они обеспечивают видимость работника в дневное время на фоне ландшафта, а высокий уровень световозвращения делает сигнальную одежду видимой при свете фар в темноте. Регистрация, анализ и внедрение корректирующих мероприятий помогут предотвратить гораздо более серьезные последствия производственного травматизма по причине ДТП. При организации системы учета инцидентов ДТП в рамках поведенческой безопасности важно обеспечить понимание всеми работниками главной цели – поиска слабых мест и предотвращения будущих ДТП. | |