Россияне все чаще сталкиваются с телефонными мошенниками, которые представляются сотрудниками полиции, называют ваши данные и говорят, что на вас завели уголовное дело.
Далее лжесотрудник органов, как правило, утверждает, что человек стал объектом мошеннических действий и должен помочь полиции выявить преступников. После этого звонящий просит вас сообщить ему свои банковские данные.
«Большой Город» поговорил с представительницей Ассоциации юристов России Евгенией Примечаевой о том, как не попасться на удочку злоумышленников, а также что делать, если это все же произошло.
Как распознать ложный звонок из полиции?
— Вычислить, что звонок не из полиции, довольно легко. Сотрудник обязан представиться, уточнить ваше имя и пригласить в отделение полиции, согласовав с вами время. Именно в такой последовательности.
Ничего другого сотрудник делать не будет. Оперативные и следственные действия с гражданами по телефону не проводятся. Причем звонок должен поступить исключительно с рабочего телефона, полиция не использует мессенджеры. Все, что выходит за рамки короткого разговора, должно насторожить.
Чтобы пригласить гражданина в отделение полиции, одного звонка будет недостаточно. Обычно отправляются письменные запросы под поспись в соответствии с положениями закона «О полиции» или закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Стоит ли вступать в разговор с мошенниками?
— Если вы поняли, что звонок исходит от мошенников, как можно скорее положите трубку. Вступать в долгий разговор с ними точно не стоит: злоумышленники работают по готовым сценариям, а работа с возражениями все время совершенствуется.
Иногда лжеполицейские даже пытаются произвести впечатление, пытаясь привести статьи из кодексов и законов. Редко они их называют правильно. Если при поднятии трубки вы случайно сказали «да», то пугаться не стоит, банки не одобряют кредиты по коротким словам и не дают доступ к банковской тайне по аудиозаписи.
Что делать, если вы повелись на уговоры мошенника и дали ему свои банковские реквизиты?
— Никому и никогда не сообщайте личную финансовую информацию (банковские реквизиты, номера карт, ПИН- и CVV-коды). Помните, что сотрудники полиции не имеют права их спрашивать по телефону ни при каких обстоятельствах.
Если вы все же стали жертвой мошенников и сказали секретные слова, пароли, ПИН-код, коды доступа, то сразу заблокируйте карту. Сделать это можно в мобильном приложении банка.
Как можно наказать мошенников?
— Обратитесь в полицию. Сотрудники отделения обязаны принять и зарегистрировать ваше заявление.
В случае кражи денег полиция должна обязательно завести уголовное дело, но поймать таких мошенников сложно: они звонят с подменных номеров, часто находятся за рубежом или уже отбывают наказание в местах лишения свободы.
Чек-лист по тому, как не попасться на уловки мошенников:
Не ведите длительные переговоры с теми, кто звонит с незнакомого номера. Настоящий сотрудник полиции может пригласить вас только на очную встречу и тем более не будет использовать WhatsApp, чтобы с вами связаться.
Перепроверьте личность звонящего — уточните должность, звание, рабочий телефон и руководство подразделения, в котором он служит.
Пробейте номер по базам данных, например, в приложении GetContact. Обычно мошенников записывают в контакты, чтобы знать, что принимать от них звонки не нужно.
Не пытайтесь обмануть мошенников, не смейтесь в разговоре и не указывайте им на ошибки — они их с радостью исправят.
Сбросьте звонок, если вы заметили подозрительное поведение звонящего. Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции и хотят напугать. Не поддавайтесь этому.
Если Вы столкнулись с попытками совершения в отношении Вас мошеннических действий, немедленно сообщайте в ближайший отдел полиции либо по телефону 102.
Пресс-служба МО МВД России «Кавалеровский» |