Как не стать жертвой телефонных мошенников: коротко
Если вам позвонили и говорят, что ваши деньги в опасности, соблюдайте несложные правила. Изучите их, если у вас нет времени читать всю статью:
- В любом случае возьмите паузу, чтобы спокойно во всем разобраться. Нет таких ситуаций, когда решение нужно принимать немедленно.
- Не доверяйте людям, которые представляются сотрудниками полиции, службы безопасности банка, сотового оператора или Госуслуг, даже если они звонят со знакомых номеров.
- Если звонят из службы безопасности банка, положите трубку и перезвоните в банк сами, чтобы в этом убедиться. Сотрудники никогда не будут против, если вы захотите так сделать, и спокойно продолжат разговор.
- Не сообщайте никому свои личные данные и не совершайте никаких действий — ни представители госструктур, ни сотрудники банка не будут от вас ничего требовать.
- Если кажется, что разговариваете с мошенником, кладите трубку. Даже если думаете, что вы все держите под контролем и злоумышленники вас не обманут, лучше не рисковать.
- Мошенники представляются сотрудниками полиции
- Мошенники могут представляться специалистами разных госслужб, но чаще всего выдают себя за сотрудников правоохранительных органов. Они говорят человеку, что тот стал фигурантом уголовного дела, и выдумывают разные причины, например: «На ваше имя пытались взять кредит. Мы предотвратили эту попытку, но нам нужна ваша помощь, чтобы поймать преступника» или «Ваш счет использовался в преступных схемах. Мы завели дело о мошенничестве, и вы должны поучаствовать в расследовании».
- Мошенники называют жертву по имени и отчеству и сообщают другую личную информацию, используют банковские термины, ссылаются на статьи уголовного кодекса. Иногда они работают группами: переключают с одного «представителя силовых структур» на другого, могут прислать документы с печатями, якобы переводят звонок на сотрудников других ведомств, например ФСБ и ЦБ.
- При этом мошенники постоянно торопят жертву, подчеркивают, насколько важно то, о чем они говорят, призывают не вешать трубку и стараются как можно дольше удерживать человека на линии, чтобы он не мог в спокойной обстановке посоветоваться с близкими или юристом. Также злоумышленники убеждают собеседника в том, что информацию, которую он только что услышал, нельзя никому сообщать, иначе человеку грозит уголовное преследование.
- Мошенник может попытаться что‑то узнать о жертве: сталкивалась ли она раньше с обманом, картами какого банка пользуется, сколько денег лежит на счете. А потом начнет требовать, чтобы жертва назвала данные карты или перевела деньги. За отказ от сотрудничества мошенники угрожают уголовным делом.
- Как не попасться. Помните, что реальные следователи не станут выяснять информацию по телефону, — они вызовут в отделение с помощью повестки.
- Не сообщайте никому личные данные: серию и номер паспорта, информацию о количестве денег на счетах, реквизиты счета. Сотрудники госструктур никогда не запрашивают такую информацию.
- Не верьте, если вам говорят, что решить вопрос можно деньгами, например с помощью перевода на карту физлица. И тем более не соглашайтесь привозить наличные по определенному адресу или передавать их лично в руки какому‑либо человеку.
- Возьмите паузу и положите трубку: не бывает ситуаций, когда решения нужно принимать моментально.
Пресс-служба МО МВД России «Кавалеровский»
| |